Молодость (Fang hua)

Китай

Молодость современной китайской писательницы Янь Гэлин (Geling Yan) выпала на тяжелые годы Культурной революции в Китае — ей лично пришлось пережить все ужасы тогдашнего времени, включая репрессии в Тибете (причём, — на стороне военных захватчиков, в качестве бойца Народно-освободительной армии Китая) и войну с Вьетнамом (в качестве военного журналиста), которую она закончила уже в ранге подполковника Армии.

Постер к фильму "Молодость"
Постер к фильму «Молодость»

Всё увиденное и пережитое не давало покоя молодой женщине и она посчитала своим долгом зафиксировать на бумаге свой опыт в память о тех трагических событиях, которые затронули миллионы людей. Практически все её произведения, вышедшие в течении последующих 30 лет так или иначе будут связаны с китайской Культурной революцией, причем большая их часть ляжет в основу кинофильмов на больших и малых экранах Поднебесной. Самые громкие экранизации её романов станут даже известны на Западе и получат мировое признание — прежде всего это шедевры Чжана Имоу «Подними красный фонарь» с неподражаемой Гун Ли и «Цветы войны» с Кристианом Бэйлом, а также вышедшая в 2017 году и наделавшая немало шуму на международных кинофестивалях картина «Молодость» Фэна Сяогана (Feng Xiaogang), о которой мы сегодня хотим рассказать.

Кадр из фильма "Молодость"
Кадр из фильма «Молодость»

Китай для европейца сам по себе является экзотикой, а Китай в период расцвета правления коммунистической партии — экзотика вдвойне. Кадры того времени смотрятся всегда, будто фантастика или утопия или вовсе, как сказка, — настолько всё необычно и даже где-то странновато. Но как бы все не выглядело внешне, люди — это всегда люди, со своими страстями и несовершенствами. И где бы не происходили события и какое бы время не стояло за окном — все (в конечном итоге) упрется в человеческие отношения. Так и в фильме «Молодость», зритель вместе с главной героиней, прибывшей на военную службу в Народный ансамбль песни и пляски, поначалу с энтузиазмом будет разглядывать быт и внешний облик коммунистического Китая. Но с каждой минутой экранного времени будет понимать, что проблемой номер один для молодой героини станут далеко не условия жизни того времени, а межличностные отношения в большом коллективе. В тоталитарном обществе, где любые действия регламентированы и человек имеет четко очерченный круг дозволенных ему поступков, любое непонимание и конфликт может обернуться настоящей катастрофой для будущего человека, для его карьеры и жизни в целом. В этом смысле непростая задача налаживание контактов и неизбежного притирания людей большого коллектива усложняется кратно и превращается в задачу со многими неизвестными. Простое выражение чувств между молодыми людьми становится настоящей «Азбукой Морзе» и целой системой условных сигналов, иначе  — позор и загубленная жизнь. Ещё более всё усложняет человеческая слабость, несовершенство и элементарное неумение или нежелание потерпеть. В таких условиях будет разворачиваться перед нами история молодой китаянки и её сверстников.

Кадр из фильма "Молодость"
Кадр из фильма «Молодость»

Визуальный ряд у фильма — впечатляющий. Костюмы, декорации, военные учения, сцены быта, концерты, улицы китайских городов 70-ых — все выглядит настолько красочно, что даже затмевает ставшие уже привычными исторические картины с их феерией экзотических одеяний и архитектуры. Причём, всё сделано в большом масштабе и с использованием огромной массовки: и в секундной сцене в общественной столовой и в сцене стрельбищ на пару минут. А до чего красиво поставлены танцы в картине! Конечно, возможно это взгляд человека, не сталкивающегося часто с хореографией высокого уровня, но первая же репетиция, которую зритель увидит в самом начале фильма, поражает своей красотой и отточенностью движений, пластикой танцовщиц и каким-то удивительным смешением древнекитайского и коммунистического. Надо признаться, — соцреализм в искусстве производит мощное впечатление!

Кадр из фильма "Молодость"
Кадр из фильма «Молодость»

«Молодость» — это картина о том, что делает человека человеком, несмотря ни на какие условности внешнего мира. О том, как трудно иногда поступать правильно, особенно если такой шаг требует усилий. О честности, о верности, о предательстве, об эгоизме и, конечно же, — о любви. А также о том, что человек, несмотря на дикие условия, в которые его погружают обстоятельства и время, всегда может найти в себе силы для преодоления стихий этого мира и своих собственных слабостей. О том, что учиться жить всегда нелегко и молодость в этом смысле — один из самых тяжелых периодов жизни, когда человек сам еще толком не знает себя: кто он и какой на самом неделе. И каждый день и каждый поступок для него — настоящее испытание. «Молодость» — это трагическая история целого китайского поколения на примере одной молоденькой девушки и знаменитого художественного коллектива. Смотреть всем — это настоящее кино.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

Последнее в рубрике: Китай

Другая дорога (Wei ze zhi lu)

«Шанхайский международный кинофестиваль» — это главное ежегодное событие в киноиндустрии Китая.  Наряду

77 дней (Qi shi qi tian)

В 2010 году китайский велосипедист Янг Люсонг (Yang Liusong) в одиночку пересек

Плач гор (Mountain Cry)

В восьмидесятых годах 20 века в удаленных местах китайского Хребта Тайханшань еще
В НАЧАЛО вверх