Магазинные воришки (Manbiki kazoku)

Япония

В творческой среде существует убеждение, что любой художник всю жизнь создаёт одну единственную картину, но в силу своего собственного несовершенства и общей ущербности этого мира никак не может её дописать.

Постер к фильму "Магазинные воришки"
Постер к фильму «Магазинные воришки»

Он использует различные техники, различные сюжеты и даже различные материалы, но каждый раз у него выходит лишь что-то похоже на то, что он по-настоящему хотел бы сказать. Иногда это выходит лучше, иногда совсем никак, но он вновь и вновь обращается к краскам, чтобы выразить нечто такое, что клокочет в его груди.

На наш взгляд, нечто очень похожее происходит с японским режиссёром Корээда: каждая его работа — это удивительно живое полотно о людях и о тех отношениях, которые складываются между ними. И чаще всего под прицел его камеры попадает семья, как наиболее полное выражение всей палитры человеческих взаимоотношений. Семья распавшаяся и неполноценная, как в «После бури»; семья «с подменой», как в фильме «Сын в  отца»; семья со страшным секретом, как в «Третьем убийстве»; семья необычная, как в «Дневнике Умимати» и, наконец, семья маргиналов, как в «Магазинных воришках».

Кадр из фильма "Магазинные воришки"
Кадр из фильма «Магазинные воришки»

Сюжет картины крутится вокруг жизни малообеспеченных людей, случайным образом оказавшихся вместе. Они перебиваются случайными заработками и не гнушаются воровства, но делают это не для удовлетворения какой-то страсти, вроде пьянства, а исключительно, чтоб прокормить своих близких. В силу отсутствия образования (отец даже не умеет читать) и некоторых других обстоятельств они вынуждены браться за любую работу, от самой тяжелой до самой неприличной. Каждый из них, вне зависимости от возраста «хлебнул не мало горюшка» и «был бит больно жизнью», но на удивление не озлобился, а наоборот — потеплел душой и умягчился сердцем. Общение между близкими будет вызывать искреннее умиление зрителя и смотреть на то, сколь терпеливо и тепло они относятся друг другу несказанно приятно и трепетно, особенно когда параллельно будут демонстрироваться примеры обыкновенной (и оттого ещё более поражающей) жестокости и бессердечия.

Кадр из фильма "Магазинные воришки"
Кадр из фильма «Магазинные воришки»

В итоге, вся эта семья окажется группой отъявленных преступников, во всяком случае именно так их будет характеризовать местная пресса. И всё, что видел зритель до этого, получит совсем иные смыслы и формулировки. Искренние и добрые поступки неожиданно легко подпадут под противозаконные определения и окрасят всю картину, как криминальную. При всём при этом, зритель будет знать, что истинные мотивы главных героев куда человечнее, чем у тех, кто смеет их сейчас осуждать.

Творческий коллектив картины на кинофестивале в Каннах. Режиссёр фильма Хирокадзу Корээда второй слева.
Творческий коллектив картины на кинофестивале в Каннах. Режиссёр фильма Хирокадзу Корээда второй слева.

На этот раз «семейная история» Корээды имеет куда большую социальную актуальность, чем в прошлых его работах и приобретает даже характер прямой критики современного общества и его недугов. И может как раз поэтому профессионалы индустрии столь высоко оценили его работу на минувшем фестивале в Каннах? Кино получилось по-корээдовски душевным и узнаваемым, но при этом максимально актуальным и злободневным. Стало ли оно от этого лучше? Решать, как всегда — только зрителю.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

Последнее в рубрике: Япония

В НАЧАЛО вверх