Харакири (Ichimei)

Япония

«Харакири 3D» — яркий, громкий и весьма неоднозначный проект для японского кинематографа. Причём, на Западе он был принят более благосклонно, чем на родине, хотя и здесь не наблюдалось единодушия ни среди критиков ни среди зрителей: до сих пор крайне восторженные отзывы появляются рядом с разгромными рецензиями, как в профильных, так и в любительских изданиях о кино.

Постер к фильму "Харакири"
Постер к фильму «Харакири»

И в первую очередь это связано с тем, что фильм является ремейком знаменитой картины Масаки Кобаяши, которая в 1963 году боролась за «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах с самим «Леопардом» Лукино Висконти.  И хотя «Харакири» тогда уступила ему эту награду, сам факт того, что картина соперничала за главную награду с признанным шедевром мирового искусства — говорит сам за себя.

Понятное дело, что ремейк на фильм такой величины уже является своего рода провокацией и не каждый режиссер отважился бы взять на себя такую задачу. Еще более разгорелись страсти, когда стало известно, что переиздание было поручено скандальному Такаси Миикэ, прославившемуся изображением экстремального насилия и сексуальных извращений в своих картинах. При таком положении дел, новое «Харакири» еще до выхода имело устойчивое предубеждение у публики и вызывало серьезные сомнения в его прокатной судьбе. Но после релиза случилось что-то невероятное: фильм был включен в основную конкурсную программу в Каннах и также, как его знаменитый предшественник, стал претендентом на «Золотую пальмовую ветвь». За этим последовали номинации на премию Японской киноакадемии и на «азиатский Оскар» — Asian Film Awards, а многие критики стали говорить о том, что «Харакири» — это лучшая работа Такаси Миикэ, продемонстрировавшая, что он не просто скандалист и выскочка, а настоящий художник. Но это мнение не было всеобщим — на ряду с неожиданно лестными отзывами, присутствовала и резкая критика картины, апеллирующая к тому, что Миикэ «упростил» и даже где-то опошлил оригинал, превратив его мелодраматическую поделку. А весь наблюдаемых успех картины они приписывали использованию новомодной технологии 3D, что имело некоторую долю правды — дело в том, что «Харакири» стал первым в истории 3D-фильмом, выбранным для показа на самом престижном кинофестивали мира и это также сыграло свою роль в его конечном успехе.

Кадр из фильма "Харакири"
Кадр из фильма «Харакири»

Сама картина представляет собой историческую костюмированную драму, развернувшуюся в среде самураев средневековой Японии: в силу крайне бедственного положения и настоящего голода, молодой человек решается на неблаговидный поступок, который компрометирует один из могущественных феодальных кланов. Это решение оборачивается настоящей трагедией, которая (в свою очередь) становится причиной кровной мести. Все сюжетные ходы будут завязаны на нравах той эпохи и не всегда будут понятны и очевидны европейскому зрителю. Но для самих японцев эта история является характерным размышлением на тему общечеловеческой морали и чести, которые нередко вступают в противоречие в обычной жизни людей.

«Харакири» — это печальная история о безвыходных обстоятельствах, в которые попадает (или может попасть) человек. О том, как меняется при этом его мировоззрение и о тех поступках, которые он совершает в отчаянии. О силе человеческого духа, о большой любви и о кровной мести. Смотреть картину стоит всем, и особенно — кому интересна Страна Восходящего Солнца, её история и весьма специфический менталитет японцев, основанный (не в последнюю очередь) на вековой традиции воспитания в отдельных сословиях беззаветной преданности, безмерной отваги, верности своему слову и семейной гордости. Финал заслуживает отдельного упоминания и самой высокой оценки — обязательно досмотрите до конца и вы будете вознаграждены кадрами удивительной красоты с великолепной драматической развязкой. «Харакири» — это сильное, яркое и местами тяжелое кино.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

Последнее в рубрике: Япония

В НАЧАЛО вверх